А какой у вас автомобиль?
Поучаствуй в опросе!

Новости компании ГАЗ

22.04.2014.
30 марта из Нижнего Новгорода стартовала экспедиция известного путешественника Валентина Ефремова. Задача проекта, получившего название «Третий полюс Земли – Полюс холода» - добраться до самой холодной точки планеты – якутского посёлка Оймякон и поднять здесь на воздушном шаре флаг России.

30 марта из Нижнего Новгорода стартовала экспедиция известного путешественника Валентина Ефремова. Задача проекта, получившего название «Третий полюс Земли – Полюс холода» - добраться до самой холодной точки планеты – якутского посёлка Оймякон и поднять здесь на воздушном шаре флаг России.

Для поездки путешественники выбрали автомобили Горьковского автозавода –  полноприводные «Соболь». Машины очень проходимые и вместительные. Новая система подключаемого полного привода сделала их ещё и комфортабельными. В составе экспедиции – наш автозаводец, слесарь механосборочных работ АЗ ГАЗ Павел Ульянов. Дорогу до Читы «Соболя» прошли в рекордно короткие сроки. Уже на пятый день пути автомобили миновали столицу Забайкальского края и вышли на амурскую трассу. В этот момент к ним присоединился и наш корреспондент, который ведёт дневник экспедиции.

Чита – Якутск: по пути бесконечных сопок

Первый для нас (и уже шестой для тех, кто едет из Нижнего) день пути. Мчимся фактически без остановок. Задерживаемся только на заправку и поесть – утром и вечером. Причина спешки – необходимость успеть на ледовую переправу через Лену. Если она растает, придется ждать, пока пустят паром. В этом случае мы рискуем вовсе не попасть в Оймякон. Правда, Валентин загадочно сообщил, что есть и другие способы переправы. Но подробностей не поведал.

Тем временем от Читы отъехали двести с лишним километров. Вокруг голая тайга, которая горит почти каждый год. К этому привыкли и не особо тушат. На солнце плюс 20 градусов. По словам местных жителей, этот год аномальный – обычно в апреле минусовая температура и снег. Нынешней зимой его почти не было.

Движемся вглубь Забайкалья по трассе «Амур». Вокруг бесконечные сопки с редкой растительностью. Попадаются единичные населенные пункты, основные признаки цивилизации - скотоводческие фермы и пастухи на лошадях.

Валентина Ефремова в нашей группе все почтительно называют «старший» и «шеф». Еще бы, в 65 лет с такой прытью покорять расстояния может не каждый – капитанская машина всегда во главе нашей колонны. Казалось, только остановились поесть, дуем на горячий чай, а уже команда: «По машинам!». «Соболь» резво урчат дизельными двигателями по свежепостроенному шоссе. Средняя скоростью под 100 км в час. Ехать одно удовольствие. Однако понятно, что настоящие испытания у нас впереди.

Остановились только в два часа ночи. За сутки экспедиция установила рекорд, пройдя 1300 километров. Отметили это событие в придорожном кафе. Гостиницы не было, заночевали в машинах. Здесь полностью раскрываются туристические качества «Соболя». Три человека свободно помещаются в кабине: один - на водительском сиденье, другой - на пассажирском, а третий может разместиться на пенке на полу багажного отсека. Несмотря на то, что ночью минусовая температура, спим без обогрева – в кабинах вполне тепло. Утром – опять в дорогу.

В середине дня свернули с федеральной трассы «Амур» на Тынду и далее в Якутск. Валентин объявил по рации: «Ну все, ребята, началась наша дорога!». Действительно, началась «гравийка», по которой нам предстоит пройти более тысячи километров. Скорость максимум 60 км/ч. В пять вечера добрались до Тынды. Крайне редкие участки дороги с более-менее ровным покрытием воспринимаются как божья благодать. Резкие повороты на перевалах сопок чем-то напоминают дороги по Кавказу. Только лихих джигитов здесь нет, все едут крайне аккуратно.

Трасса сама по себе интересная. До Тынды попалось пара участков с идеальным асфальтом. Это объездные участки, где дорогу делают. Точнее, пытаются делать еще с советских времен. Судя по обилию дорожной техники, сейчас это намерение собираются реализовать. У трассы целые поселки из вагончиков и бытовок с караванами техники. Кстати, технология строительства достаточно проста: «подушку» будущей дороги делают из огромных камней, которые тут же и добываются. В пригороде Тынды огромное пространство размером с аэродром занимают груды уже рассортированных камней. От мелкого щебня до валунов размером с наш «Соболь».

Едем строго на север, дорога идет среди заснеженных сопок. И вот нас встречает надпись «Саха». Рядом странное сооружение – две расширенные к верху трубы, тут же - старая советская вывеска, приветствующая строителей БАМа. Первый населенный пункт якутской земли – поселок Нагорный. Мрачное поселение с полусгнившими избами и развалинами каменных домов. Через несколько часов разбитой дороги появляется пост ДПС. Рядом с ним, над разбитым дорожным полотном, вывеска, гласящая, что «информацию о дороге вы можете узнать на таком – то сайте». Якутские чудеса начались.

Километров за 17 до столицы Якутии поворот на первую ледовую переправу через Лену. Здесь полностью осознаешь мощь и красоту великой сибирской реки. На въезде висит «кирпич» и объявление, что проезд и проход запрещен, но... это никого не останавливает. Несмотря на знак, относящийся к «разрешенному» периоду и ограничению в 15 тонн, тяжеловесные фуры – «американцы» спокойно выезжают на лед. Наши «Соболь» выглядят играющими малышами на их фоне. Но вот нам навстречу едут японские малолитражки, и диву даешься, как они штурмуют огромные лужи.

Переправа через Лену разделяется на три этапа. Первый, самый маленький, - до ближайшего острова. С непривычки ехать страшно, автоматически пересчитываешь в уме ценные вещи, которые лежат в машине. Но глядя на медленно ползущие многотонные фуры, страх пропадает. Смело идем за ними, по узкой тропке между торосами и огромной то ли лужей, то ли промоиной. Выезжаем на огромный остров и движемся около километра. Потом еще два таких перегона, только более длинных. Всего переправа занимает менее часа. Самое интересное начинается на берегу – на фоне низкорослых якутских лошадей минивен безнадежно пытается штурмовать грязь. За ним стоит очередь из фур и грузовиков. Дальнобойщики шутят по рации: «На какой Полюс Холода собрались – вы здесь застрянете!». Включаем пониженную передачу и спокойно проходим параллельно собравшемуся «каравану». Дальнобойщикам ответить нечего – в эфире тишина. А вдали уже горят огни Якутска.

Якутск – Оймякон: «кубинское» меню

Из Якутска выезжаем в ночь. Дорога до Теплого Ключа, это почти половина пути – более 500 км. Едем по относительно ровной грунтовке. Вокруг лесотундра и редкие поселения. В них кособокие бараки и развалившиеся теплицы на срубах. Кстати, сажают местные не в землю, а в ящики с грунтом – кругом вечная мерзлота. Отличительная черта здешнего быта – нежелание убирать мусор. Половина домов разрушены, редкие пластиковые окна – как золотой зуб во рту у нищего. После Теплого Ключа начинаются перевалы через сопки. Эта федеральная трасса – знаменитый Колымский тракт. Путь идёт через заснеженные горы. Причём ледяные дороги на перевалах ничем не посыпают. Машин навстречу почти нет – появляются где-то раз в пару часов.

Периодически вдоль дороги появляются избушки – «засыпухи» для тех, кто застрял в пути. Почти все они разрушены. Большинство встречных автомобилей – цистерны с топливом. Это местная валюта и подчас единственное средство выживания. Но «черным золотом» делятся всегда – даже в самых тяжелых условиях человек должен оставаться человеком.

Проехали 665 км. Указатель на опасный участок «Заячья петля». Отличие этого участка от остальных я не заметил. Ночью на трассе можно увидеть силуэты пасущихся якутских лошадей. Их машины совсем не пугают и как дисциплинированные пешеходы они уступают дорогу автомобилям. Выносливость животных удивляет – на любом морозе они самостоятельно пасутся и добывают себе корм из-под толщи снега.

Вокруг удивительные пейзажи сияющих от снега гор. Здесь же единственное кафе в радиусе 300 километров. Точкой питания его назвать сложно - так, вагончик-сарай с громким и жарким названием «Куба». Меню лаконично – суп из гречки, гречка с жеребятиной - порция каши с кониной – 150 рублей, хлеб и чай. Плюс «Доширак» в дорогу.

Оймякон: «добро» на взлет!

В Оймякон прибыли только в 4 часа ночи. Остановились в доме местного краеведа Тамары. Сам дом и гостевая пристройка завешаны фотографиями природы родного края и статьями о нем. В якутском национальном «балагане» (гостевом доме) во дворе – импровизированный музей местного быта, который за столетия особенно не изменился. Кстати, сама Тамара годами билась за то, чтобы запротоколировать во всевозможных инстанциях рекордную температуру этих мест – минус 71 градус.

С утра идём в местную школу – очаг цивилизации. Дети из якутской глубинки гораздо любознательнее и вежливее своих «центровых» ровесников. Даже самый маленький карапуз обязательно поздоровается со всеми проходящими мимо взрослыми людьми.

У стелы с обозначением рекордной температуры началась официальная часть (самый главный момент экспедиции) - запуск воздушного шара «Святая Русь». У него славная история – долетел до Северного Полюса и пересек аномальную зону Байкала. Теперь наступила очередь Оймякона, в небе которого подобный аппарат поднялся так же впервые. Два дня подряд мы катали на нем всех желающих.

Не меньшей популярностью пользовались и наши полноприводные «Соболь». Можно с уверенностью сказать, что мы установили своеобразный рекорд – упихнули в его кабину 27 детей! И катали их на полном приводе по заснеженным просторам, поднимая фонтаны снега. Видеть перед собой радостные детские лица – высшая награда для суровых путешественников.

«Соболя» вызывали искренний интерес и у взрослого населения Оймякона. Многие из них просили телефоны дилеров ГАЗа из Якутска. Правда больше дизельных двигателей местные любят бензин. В тяжёлые морозы солярка замерзает, да и качественного зимнего топлива не всегда найдешь.

Кстати об апрельской температуре в самой холодной точки планеты. Ночью, когда мы прибыли, было минус 27, днем – минус 14, но из-за яркого солнца мороз практически не ощущался.

Еще один технический нюанс – как помыть полностью покрытой грязью и пылью автомобиль перед торжественной церемонией? Тем более, что о мойке, шиномонтаже и автосервисах здесь не знают – все приходится делать самим. Помывку мы превратили в шоу – подогнали авто к проруби на Индигирке. И в бешеном темпе начали обливать и драить «Соболь». Медленно это делать нельзя – махом замерзнут и машины и люди. Понятно, что качественно отмыть в таких условиях невозможно. Но уж как есть… А после помывки мы устроили гонки по льду реки. Благо толщина льда – около двух метров, позволяет. Так что сезон подледной рыбалки здесь должен начаться только в конце апреля.

Два дня в Оймяконе пролетели незаметно. Наверное наше главное достижение – не бесконечные и изматывающие тысячи километров, а, как было уже сказано, – радостные детские лица.

Оймякон - Якутск: дорога, которая не хочет отпускать

Ночью тронулись в обратный путь, но далеко уехать не удалось. Нас ждал сюрприз – подъем на перевал перегородил огромный груженый бензовоз. Дорога – голый лед. Даже просто ходить тяжело – ноги разъезжаются. Пошевелиться бензовозу нельзя – цистерна махом улетит в пропасть. Единственная возможность – вытянуть его в гору полноприводным «Уралом». Но когда подъедут дорожники на такой технике, неизвестно. Может, через несколько часов, а может и дней. Хитроумные якуты тут же схватили ломы и лопаты и выдолбили часть скалы для прохода своих «буханок». Одна пробралась благополучно, а вторая снесла фуре боковое зеркало. «Соболь» пошире УАЗика, и тут нам пришлось показать мастерство нижегородских водителей. Все три экипажа прошли буквально в миллиметрах от бензовоза и скалы. И никаких повреждений!

На том наши несчастья не закончились – спустя пару сотен километром у одного автомобиля пробило колесо. Это уже пятая по счету замена – на якутских дорогах шины буквально сгорают. Но это был своеобразный рекорд – от резины вообще ничего не осталось. Кстати, здешние водители не любят возиться с ходовой – ее просто целиком меняют раз в год. Дорого, но деваться некуда.

Подъезжаем к Якутску. Надо успеть переправиться через Лену в обратную сторону – переправу вот-вот закроют. Впереди у нас уже знакомая дорога в Читу и дальше на восток. Домой, в Нижний Новгород.

Более 20 тысяч километров предстоит проехать участникам экспедиции «Третий полюс Земли — Полюс холода». В составе команды два семиместных фургона-комби «Соболь» с подключаемым полным приводом.

Нижегородец Валентин Ефремов стал знаменит после того, как в мае 2005 года впервые в мире достиг Северного полюса на воздушном шаре. Вскоре после этого наш земляк перелетел через Байкал. Многие экспедиции пытались разгадать тайну «Бермудского треугольника» - крупнейшего озера Восточной Сибири, однако сделать это не удавалось никому: аномальное движение непредсказуемых воздушных потоков над Байкалом было причиной крушений воздухоплавателей. Валентин Ефремов стал первым, кто преодолел эти условия.