Спикер начал с понятия «технологическая сингулярность». Это гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения характера человеческой цивилизации. Однако до сих пор гипотезы не находили подтверждение, так как технологический процесс менял и привычную жизнь людей.
Компания Gartner разработала «Цикл ажиотажа» или «Цикл хайпа», который показывает ажиотаж вокруг существующих технологий. Цикл состоит из пяти этапов. Триггер инноваций — технология только появилась, люди начинают вкладывать в нее деньги, затем подключаются инвесторы, появляются публикации в СМИ, которые сообщают, что именно эта технология изменит мир, вместе со всем этим растут и ожидания людей. Так технология переходит постепенно на второй этап — пик завышенных ожиданий. В какой-то момент эти ожидания становятся слишком неоправданными и тогда ажиотаж вокруг технологии начинает плавно снижаться, достигая третьего этапа — точки разочарования, а после него наступает предпоследний этап — склон просвещения. В этот момент общество понимает, что технология полезна в каких-то вещах. После этого она приходит к плато продуктивности, к пятому этапу.
— Будущее уже наступило у крупных компаний, — сказал Алексей Ежиков во время вебинара. — Но оно распределено неравномерно и оно, может быть, не дошло до вас в какой-то мере. До небольших компаний будущее доходит от тех, кто меняет рынки, от IT-гигантов, например, Яндекс — будущее дошло очень быстро до рынка такси, который кардинально изменился в России за 6–7 лет, но будущее наступило не сегодня, будущее наступило 6-7 лет назад, когда Uber и Яндекс.Такси закрепились в двух крупных городах.
Как же тогда распределено это «будущее». Как рассказал спикер, цифровая трансформация крупных компаний — протяженный процесс: она может длиться от 4–5 до 10–15 лет. И это не означает полный переход от аналога в цифру. Возможно, будущее уже наступило, просто пока вы об этом не знаете. Проблема цифровой трансформации в том, что мы не знаем, куда она нас ведет. Кроме того, цифровая трансформация может перескакивать ее этапы.
Какие же этапы есть в трансформации?
Для больших компаний перескакивать эти этапы очень трудно, их можно только ускорить. Внедрение любых технологий «упирается» в сотрудников компании. Люди являются и основным «драйвером», и основным препятствием в цифровой трансформации.
На что нужно обращать внимание, что меняется во время цифровой трансформации? Существует три базовых блока: опыт потребителей, процессы производства и бизнес-модель.
— Роджерс говорит, что корпоративная культура, которая нацелена на эффективность цифровой трансформации и на развитие во всем этом, является основой успеха, — сказал Алексей Ежиков. — А один из основных критериев неуспешности цифровой трансформации компании — это когда ее возглавляет не генеральный директор или кто-то выше. Когда есть вице-президент по цифровой трансформации, шансы на успешность есть, когда гендир является лидером цифровой трансформации, шансы есть. Если лидером трансформации назначается какой-нибудь IT-директор или исполнительный директор, или директор по развитию, то шансов нет.
На что нужно обращать внимание, что меняется во время цифровой трансформации? Существует три базовых блока: опыт потребителей, процессы производства и бизнес-модель.
Навыки для нового мира:
Подпишитесь на нашу рассылку