Управление изменениями в складской логистике

Управление изменениями в складской логистике

Управление изменениями в складской логистике

Технологий, позволяющих повысить логистическую эффективность, очень много. Но их внедрение – это не самоцель существования логистической компании, а лишь средство решения актуальных бизнес-задач. Игорь Прохин – генеральный директор Института логистики и управления цепями поставок – рассказал, какие складские технологии необходимо реализовывать уже сейчас и как ими можно управлять.



Как цифровая трансформация меняет логистику и цепочки поставок


Явление цифровой трансформации завязано на четвёртой промышленной революции. Первая случилась ещё в конце 18-го века и ознаменовалась появлением паровых технологий, уходом от сельского хозяйства к промышленному производству и возникновением класса пролетариата. Отличительной чертой второй промышленной революции стало конвейерное производство Генри Форда, в разы увеличившее эффективность бизнеса.


Современный мир – результат третьей промышленной революции, наступление которой связано с появлением компьютеров и сопутствующих технологий. А следующая за ней – четвёртая – пока что только гипотеза. Однако эксперты полагают, что третья революция плавно перейдет в четвёртую так же, как первая однажды перешла во вторую. Прогресс неизбежен.


Каждая из революций коренным образом изменяла социально-экономический уклад жизни людей. По оценке Игоря Прохина, с одной стороны, четвёртая промышленная революция может привести нас к киберпанку – общий упадок жизни населения при высокоразвитых технологиях. С другой, её последствием может стать коммунизм в изначальном понимании – от каждого по способностям, каждому по потребностям.


Как полагает И. Прохин, понятия цифровизации и цифровой трансформации нужно разграничивать. Первое относится к третьей промышленной революции, т.е. использование цифровых инструментов для повышения эффективности бизнес-процессов. А второе, в понимании эксперта, можно назвать «disruption» (англ. – «разрушение») – полное уничтожение существующих вещей и конструирование бизнеса «с чистого листа», но с учётом накопленного опыта. Такая «перестройка» должна привести к экспоненциальному росту бизнеса.


Таким образом, базовый сценарий четвёртой революции строится на основе трёх пунктов:

  • Big Data – накопление больших объёмов данных;
  • AI (искусственный интеллект) – обработка информации нейросетями, специальными программами и т.д.;
  • Ценность, получаемая после обработки и ведущая к трансформации.


Революционная логистика


В понимании И. Прохина, логистика подобна айсбергу: его верхушка (перевозки, склады, грузовики) видна и понятна большинству, а под водой скрывается то, о чём мало кто задумывается, - S&OP (планирование продаж и операций), управление запасами и, в конечном счёте, складская инфраструктура. Она является основным каркасом, на котором выстраиваются все материальные потоки.


img

Локомотивом развития логистики является электронная коммерция. В 1926 году в печатном виде впервые была зафиксирована фраза: «Три критерия успеха – место, место и ещё раз место». Почти столетие это правило было в силе, но в 2019 году вектор развития изменился, и на первый план вышла скорость. Местоположение магазина перестало играть большую роль, а вот оперативность доставки из него приобрела решающее значение.


Происходит так по нескольким причинам:

  • технологии и их развитие, поддерживаемое инвесторами и положительно принятое потребителями;
  • потребительское поведение, изменившееся благодаря этим технологиям;
  • пандемия, которая подстегнула переход традиционного ритейла «с полки» к онлайн-площадкам и, следовательно, приумножила спрос на складские площади, услуги курьеров и т.п.;
  • 2022 год и новая экономическая реальность, которую он преподнёс.

В сложившейся обстановке, по мнению И. Прохина, существует две стратегии. Первая – это стратегия лидерства, когда у бизнеса есть амбиции и возможности совершить «disruption», разрушив существующий порядок вещей, став монополистом и захватив рынок. Вторая – стратегия адаптации. У вас может не быть амбиций для глобальных мер, но есть понимание, что в вашей сфере кто-то вот-вот совершит «disruption», а вы должны быть готовы подстроиться под новые реалии.




Как из состояния «как есть» оказаться в состоянии «как должно быть»


Одним из показателей «зрелости» склада можно считать WMS – систему управления складом, которая нужна для оптимизации процессов складской логистики и автоматизации инфраструктуры склада.


По данным портала «Тadviser», за всю историю в России было 1900 проектов внедрения WMS-систем. По подсчётам Игоря Прохина, на территории РФ примерно 31 млн кв. км качественных складских площадей (приблизительно 2818 складов), большая часть из которых расположены в Москве и Ленинградской области. Складских площадей с качеством на порядок хуже – около 20 млн кв. км (приблизительно 5000 складов). Таким образом, примерно 80% отечественных складов не имеют WMS-систем, а степень их автоматизации не соответствует современным требованиям.


Эксперт полагает, что основная проблема заключается в середине логистического айсберга, на уровне планирования продаж и операций и управления запасами. По опыту И. Прохина, если в компании основной проблемой считают плохую работу складов, в большинстве случаев причина кроется в другом – беспорядок в отделе закупок, рассинхронизация работы отделов продаж и сбыта и многое другое.


Для того чтобы в компании было «как должно быть», первым делом необходимо внедрять принципы S&OP. Внедрение не требует инвестиций, суть самого процесса в серии совещаний по организации порядков товародвижения, взаимодействии с подразделениями и контрагентами.

img

S&OP позволит избавиться от феномена «хоккейной клюшки», при котором к концу отчетного периода (неделя, месяц, квартал, год) компания старается выполнить по максимуму все задачи и создаёт неуправляемый хаос.


После наведения порядка в бизнес-процессах можно переходить к следующему этапу внедрения изменений. В зависимости от степени развития компании могут внедрять:


1.Подход «Goods-to-person» – товар к человеку, т.е. автоматизация складских операций.

Преимущества:

  • минимизация нагрузки на персонал,
  • оптимизация работы,
  • снижение количества ошибок, задержек, отказов,
  • уменьшение текущих расходов на каждую операцию.

2. Роботы – комплектовщики, сборщики, доставщики. Они могут сократить участки работы оператора на разных этапах обработки грузов. Роботы справляются с задачами в 3-4 раза быстрее человека.


3. YMS-система – управление грузовым двором для контроля транспортных парков складов.


Преимущества:

  • уменьшение перебоев в графике поставок и отгрузок,
  • повышение безопасности на территории,
  • увеличение пропускных возможностей складских комплексов,
  • оптимизация расходов на погрузочно-разгрузочные процессы.

По данным ГИБДД и «Автостата», в России от 3 780 000 до 7 300 000 млн грузовиков и порядка 50 000 крупных и средних грузовладельцев. На 1 бизнес-единицу приходится примерно 2.3 грузовика.


В пример того, как сейчас устроено взаимодействие в сфере грузоперевозок, Игорь Прохин рассказывает кейс об организации одной дешевой перевозки, для которой понадобилось:

  • 8 организаций,
  • 11 сотрудников,
  • 15 электронных писем,
  • 9 звонков,
  • 42 сообщения в WhatsApp,
  • 6 почтовых отправлений.

В целом вся эта ситуация приводит к тому, что в сегменте грузоперевозок 26,4% компаний убыточные, доля холостых пробегов составляет чуть больше 35%, а доля простоев транспорта в общем времени эксплуатации – почти 25%.


img

На данный момент рынок неэффективен, но революционная ситуация назрела. Пока что для его модернизации существует два подхода. Первый вариант, когда компания принимает на себя ответственность за груз и становится так называемым «цифровым» экспедитором. Второй вариант связан с внедрением ИТ-платформы без ответственности за груз. Её суть в проведении мини-тендеров по каждой перевозке. Внедрение такого подхода позволит сократить затраты на перевозку в первые месяцы на 30%. Однако перевозчики будут работать в убыток.


Большие надежды по модернизации грузоперевозок Игорь Прохин возлагает на действующую с 1 сентября нынешнего года ГИС ЭПД, позволяющую обмениваться электронными перевозочными документами. Беспилотные грузовики тоже обладают определёнными перспективами, но ограничения правовых режимов для их испытания и большие риски сбоя системы тормозят внедрение данной инновации.


Таким образом, выбирая путь цифрового лидерства и «disruption», вы должны быть готовы работать с большими данными, внедрять нейросети и машинное обучение, получая «взрывное» преимущество перед конкурентами. Если вы понимаете, что разрушение устоев не для вас и выбираете стратегию адаптации, то концепция вашей работы будет строиться на порядках в бизнес-процессах. Для сторонников второй стратегии Игорь Прохин даёт совет: повторяющееся – алгоритмизируй, алгоритмизированное – автоматизируй.


Может быть интересно

Все статьи

февраля 2021

11

card-img

Как устроена логистика всемирно известной компании «Додо Пицца»: особенности, планы и тенденции

января 2023

card-img

Отличительные черты сотрудников, которые ускорят рост логистической компании

января 2023

card-img

Ключевые навыки логиста

февраля 2021

25

card-img

Покупка и продажа франшизы: упрощенные условия или дополнительные трудности?

января 2023

card-img

Как не потерять диалог с командой в кризис

cone-border cone-border cone-border

Полезные статьи, акции, новости - получите все это сейчас!

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы не шлем спам, и не передаем никому ваши данные.